Психологическое консультирование

     В психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Продолжительность — от 1 до 8, иногда до 15 встреч.


     Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь.

      Спектр проблем поистине широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.

      Н. Burks и В. Steffire (1979) предложили более широкое определение консультирования: «Консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность-личность», хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера».

      Имеется много сходных определений, и все они включают несколько основных положений:

   1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.

   2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.

   3. Консультирование способствует развитию личности.

   4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т. е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

   5. Сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиент-центрированной» терапии.


      Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт С. Rogers выделил три основных принципа этого направления:

   1. каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

   2. каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

   3. каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.


     Цели психологического консультирования.

   1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.

   2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

   3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т. п.

   4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.

   5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Blocher (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.


        Специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии:

     консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности;

      консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения;

     эта ориентация основана на вере, что «человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста» (Jordan с соавт. ; цит. по: Myers с соавт., 1968);

    консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов;

    консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч);

    консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды;

    в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей      клиентам;

    консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.

     Благодаря длительному профессиональному обучению, личному и практическому опыту, мы в процессе работы с людьми используем только индивидуальный подход и применяем методы и методики, которые идеально подойдут к конкретному человеку и его собственной ситуации.

 

Есть возможность выезда на территорию клиента по предварительной договоренности за дополнительную плату.